10-12 месяцев

Ближе к году дети все чаще пытаются проявлять самостоятельность и настаивать на своем. У них появляются любимые и нелюбимые занятия, игрушки. В этой непростой для ребенка период родители должны постараться учитывать желания ребенка, предоставлять малышу возможность выбирать.

В данный момент, развитие ребенка напоминает изыскания неутомимого исследователя. Малыш становится очень любопытным, его с каждым днем все больше интересуют окружающие предметы. Он уже прекрасно ориентируется в пространстве и даже пытается делать свои первые шаги.

В этом возрвсте родители должны особое внимание уделять развитию мелкой моторики пальцев. Всевозможные игровые упражнения с шариками, кубиками, колечками развивают психику ребенка. Собирая или разбрасывая пирамидки, колечки, ребенок «учится» мыслить, развивая при этом свой интеллект. Это очень важный период для малыша – это период интеллектуального подъема.

К одиннадцатому месяцу жизни у ребенка меняется режим дня, ночное время сна постепенно увеличивается, а дневной сон сокращается.

Развитие ребенка в 1 год включает в себя активное психологическое развитие, возрастающее стремление к исследованию и познанию. Теперь рядом с вами не маленький, беспомощный грудничок, а вполне самостоятельная личность. Личность со своим характером, привычками и потребностями. Это довольно непростой период, так как именно в этом возрасте родители сталкиваются с первым психологическим кризисом в жизни ребенка.

Психическое и физическое развитие ребенка.

К концу одиннадцатого месяца средний вес малыша составляет 8,5-10,5 кг. Средний рост: 72-76 см.

Физическое и психическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:

  • уверенно стоит;
  • ходит, держась за стену;
  • ребенок самостоятельно ходит;
  • умеет пользоваться ложкой и чашкой;
  • жует твердую пищу. Как правило, к этому возрасту у ребенка 12 зубов;
  • произносит более десятка «облегченных» слов;
  • активно выражает как положительные, так и негативные эмоции;
  • имеет свои любимые и нелюбимые игрушки и занятия;
  • общается с близкими и незнакомыми людьми, активно выражая свое отношение к ним;
  • жестами и междометьями объясняет свои требования;
  • откликается на просьбы родителей и отвечает на них адекватными действиями;
  • ребенок понимает «нельзя» и «можно»;
  • в год сокращается время сна, многие дети спят днем только один раз.

Не хочу спать!

В этот возрастной период дети должны спать ночью десять-двенадцать часов, днем два раза по полтора-два часа. Однако уложить детей спать бывает совсем непросто. Родители должны понимать, что от продолжительности сна зависит здоровье малыша. Ребенка будет легче уложить в кровать и сон его будет нормальным, если строго соблюдать определенный режим дня и ритуал отхождения ко сну.

Несколько простых правил, которые позволят ребенку легче засыпать:

  • никаких шумных игр перед сном;
  • прием теплой ванны;
  • прочтение сказки или исполнение колыбельной.

Каждый вечер родители должны придерживаться одной и той же схемы, укладывая ребенка в постель. Дети чувствуют себя в полной безопасности, когда понимают последствие действий, которые их ожидают. Перед сном ребенка нужно приласкать, поцеловать, чтобы он не чувствовал себя покинутым. Никогда не укладывайте  малыша к себе в кровать на ночь. Дети быстро привыкают к кровати матери, и отучить их от этой привычки будет очень непросто.

Гиперактивность – чем занять непоседу

Ребенок, еще совсем недавно с удовольствием играющий в ладушки и сороку-ворону, предпочитает совсем другие игры. Он просто обожает со скоростью метеорита ползать по квартире, сметая все на своем пути. Ему доставляет удовольствие открывать шкафчики и вышвыривать все вещи из ящиков.

Для того чтобы ваш непоседа немного угомонился, организуйте для него специальные игровые «островки». Выложите на диван картонные книжки, на невысокий столик положите кубики, в углу комнаты разложите пирамидки. Ребенок, перемещаясь по комнате, сможет не только тренировать навыки ходьбы, но и заняться делом. Если ребенок сильно возбужден перед сном, его гиперактивность можно снять в ванной, попускав с ним кораблики.

В этом возрасте дети с удовольствием играют с разными природными структурами. Например: с бобами, крупами, злаками. Пересыпая и собирая крупу, ребенок развивает мелкую моторику, что очень важно для развития речевого аппарата. Конечно, эти игры предполагают нахождение рядом взрослого. Ведь дети в этом возрасте обожают все «тянуть» в рот.

Учимся кушать самостоятельно.

Родители должны постараться не пропустить момент, когда малыш начнет проявлять особый интерес к ложке. В это время дети копируют практически все движения мамы. Покажите ребенку пример, а потом дайте ложку и позвольте ему «потренироваться». При необходимости помогите малышу.

На улице в песочнице осваивайте с ребенком игру с лопаткой. Почаще просите малыша покормить мишку, куклу. На первых порах не оставляйте малыша одного, начните обучение самостоятельной еды с «двух ложек». Одной ребенок будет есть сам, другой ложкой его кормит мама. Чтобы еда не успевала остыть, кладите ее в тарелку малыша небольшими порциями. Для обучения самостоятельного приема пищи лучше всего подойдет творожок или каша. Иногда детишки предпочитают есть вилкой. Приобретите специальную детскую вилку с тупыми концами и закругленными краями. Нарежьте небольшими кусочками вареные овощи и дайте малышу возможность потренироваться.

И еще один совет – приготовьте место, на котором ребенок сможет без особых проблем осваивать новый навык. Застелите пол в комнате клеенкой, отодвиньте столик подальше от стен, иначе кроме купания ребенка, вам гарантирован косметический ремонт. Главное, наберитесь терпения и почаще хвалите малыша. Можно приобрести детскую тарелочку с забавным рисунком на дне и объяснить ребенку, что когда он справится с кашей, то его ждет сюрприз. Заинтересуйте ребенка, и он с легкостью освоит новый навык.

Первые шаги.

Освоение такого необходимого навыка, как самостоятельная ходьба, конечно же, является очень важным этапом в развитии ребенка. Ведь именно в этот период у ребенка могут возникнуть некоторые ортопедические проблемы. Поэтому родители должны очень серьезно отнестись к освоению этого навыка. Особое внимание следует обратить на постановку стоп, походку, форму ног и на осанку малыша во время ходьбы. В случае возникновения любых вопросов, необходимо сразу же проконсультироваться с ортопедом

Родители должны максимально ответственно подойти к выбору детской обуви. Как уличная, так и домашняя обувь должна фиксировать стопы малыша, способствовать верному распределению нагрузки и предотвращать развитие плоскостопия. Обувь должна быть легкой, жесткой, но удобной. Предпочтение лучше всего отдавать обуви из натуральной кожи с нескользкой подошвой.

В комнате, где ребенок будет учиться ходить, пол должен быть абсолютно ровным, никаких половиков и ковриков. Первые шаги малыш должен делать под пристальным вниманием взрослых.

Маленький повторяшка – подражание.

Малыши, как маленькие обезьянки, подражают взрослым во всем. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы продемонстрировать ребенку как можно больше ситуаций. Показать ребенку: как кормить куклу, как грузить кубики в самосвал, как укладывать спать мишку, как убирать крошки со стола и т.д.

К десяти месяцам у ребенка формируется ассоциативное мышление. Он довольно легко запоминает связь между теми или иными действиями. Ребенок имитирует поведение взрослых и охотно выполняет их просьбы. Маленький пародист с удовольствием повторяет звуки и слова, произносимые мамой. Забавно, но именно в этом возрасте малыш начинает стесняться. Чтобы ребенок не вырос слишком застенчивым, ему необходимо побольше общаться с другими детьми.

«Люблю» и «Не люблю».

Ближе к году дети все чаще пытаются проявлять самостоятельность и настаивать на своем. У них появляются любимые и нелюбимые занятия, игрушки. В этой непростой для ребенка период родители должны постараться учитывать желания ребенка, предоставлять малышу возможность выбирать.

Нет ничего плохого в том, что ребенок не хочет одевать один свитер, предпочитая его другому. Позвольте ему выбирать одежду по душе. В пределах разумного, конечно. Не стоит пытаться заставлять ребенка заниматься рисованием, если он с воодушевлением собирает пирамидку.

Кризис первого года – малыш настаивает на своем.

В год мышление ребенка выходит на качественно новый уровень. Он немного отдаляется от мамы и становится более самостоятельным. Главным открытием в этом возрасте для малыша становится то, что мама и папа не такие как он. Они умеют делать то, что он не может, им разрешается больше, они руководят им – и это ребенку не нравится. Он хочет сам «командовать»! Ему начинает казаться, что вы не разрешаете ему грызть провода и засовывать пальцы в розетку - потому что не любите его! В этом возрасте любой запрет вызывает у ребенка бурю негативных эмоций.

Детские психологи убеждают родителей, что кризис одного года – вполне естественный процесс. Конечно, у каждого ребенка он проходит по-разному, но касается кризис всех детей без исключения. Что делать родителям? Конечно, не стоит потакать всем капризам ребенка, но с пониманием отнестись к возрастным проблемам малыша необходимо. Предоставьте ребенку простор для игр, не приходите в ужас, если его вдруг заинтересовали крышки от банок на кухне или воронка. Ничего страшного не случится, если ребенок удовлетворит свое любопытство и немного поиграет с этими предметами.

Не кричите и не нервничайте, если ребенок, не получив желаемого, попытается устроить истерику. Успокойте малыша, помогите ему справиться с эмоциями, а потом в спокойной обстановке объясните причину вашего отказа. Помогите малышу пережить это непростое для него время, поверьте, он очень нуждается в вашей ласке и нежности.

Популярные статьи