Когда ребенок не говорит, стоит ли беспокоиться и что делать?

Если у ребенка нет неврологических или психиатрических диагнозов, речевая задержка не станет критичной. Нормы развития речи у малышей достаточно широки, но и отклонение от них на полгода-год еще не говорит о серьезных проблемах.
Когда ребенок не говорит, стоит ли беспокоиться и что делать?

Темпы развития речи у детей индивидуальны. Формирование осознанной речи у них происходит в разное время и не говорит о каких-либо серьезных нарушениях, если вписывается в средние нормы развития. Во сколько дети начинают говорить и когда нужно начинать беспокоиться при отсутствии речи у малыша?

Если у ребенка нет неврологических или психиатрических диагнозов, речевая задержка не станет критичной. Нормы развития речи у малышей достаточно широки, но и отклонение от них на полгода-год еще не говорит о серьезных проблемах.

Нормы речевого развития

Во сколько говорят дети, и каковы нормы речевого развития для разного возраста? До полугода издаваемые младенцем звуки не являются речью. Примерно с шести месяцев он начинает повторять за взрослыми отдельные слоги ба-ба-па-ма. Это неосознанные, имитационные звуки.

Примерно с годовалого возраста у малыша появляется сознательная речь. Средние нормы развития, предлагаемые педиатрами, выглядят так:

  1. 1 год появление первых слов мама, папа, дай;
  2. от 1 года до 1,5 лет активное развитие словаря, появление коротких предложений из двух-трех слов;
  3. от полутора до 3 лет формируется полная обращенная речь. Малыш осознанно говорит про себя я , правильно строит словоформы;
  4. к пяти годам речь ребенка формируется окончательно, постоянного обогащается его словарный запас. Он умеет говорить в режиме монолога и активно поддерживать беседу.

Перечисленные возрастные границы очень условны. Когда ребенок начинает говорить, его словарный запас еще невелик. Некоторые малыши могут к году строить простые предложения, а некоторые детки и в три года обходятся минимумом слов.

Почему ребенок не говорит?

Если ребенок плохо говорит или не говорит совсем, нужно определить причину его молчания. Наиболее очевидные проблемы:

  1. родовые травмы мозг ребенка может пострадать при осложненных родах. Это вызывает задержки в психоэмоциональном развитии и нарушении речевой функции;
  2. детский аутизм психическое состояние, когда малыш живет в собственном мире и не контактирует с внешним окружением, просто не испытывает в этом потребности;
  3. слуховые проблемы у малыша не развивается речь из-за глухоты или снижения остроты слуха;
  4. дефицит общения это уже проблема воспитания ребенка.

Чтобы понять, почему ребенок в год не говорит, нужно пройти обследование у детских специалистов отоларинголога, невролога, психотерапевта. Если физиологических нарушений у малыша не выявлено, нужно подключать к работе над речью логопеда и разрабатывать индивидуальную программу развития речи.

Стоит ли беспокоиться или нужно подождать?

Часто родители не считают отсутствие речи до двух-трех лет большой проблемой. Такое отношение может привести к поздней диагностике заболеваний. Чем раньше начинается лечение ребенка, тем больше шансов скомпенсировать имеющееся отставание в развитии речи.

Примерный возраст, когда нужно начинать бить тревогу два года. Если к этому моменту ребенок не говорит ни одного слова, общается с окружающими с помощью жестов и криков, нужно срочно обращать за помощью к врачам.

Когда ребенок говорит к двум годам отдельные слова, но его речь застревает и ограничивается набором коротких понятий (дай, спать, пить) - это признак дефицита общения и педагогической запущенности.

Как побудить малыша к разговору

Как научить ребенка говорить? В первую очередь у малыша не должен образовываться дефицит общения - нужно постоянно заниматься с ним, задавать вопросы и побуждать к ответам.

Хорошо помогают в развитии речевых навыков:

  1. чтение сказок, детских потешек, стихов
  2. заучивание коротких песенок, скороговорок
  3. рассказы обо всем, что ребенок видит вокруг себя вылазки на природу и в парк расширяют кругозор, обогащают словарь малыша
  4. развивающие игры для маленьких и интерактивные игрушки
  5. игры для развития мелкой моторики пальчиковые краски, перебирание крупы, лепка
  6. общение с другими детьми в беби-клубах или на детской площадке.

Плохо говорящий ребенок может стесняться сверстников и отмалчиваться в компании. В таких случаях потребуется помощь логопеда и психолога. Упражнения для улучшения артикуляции, развитие и обогащение словаря помогут малышу в освоении речи.

Оставить комментарий
Д 17 .

очень актуальная тема