Как приучить ребенка мыть руки?

Мытье рук – один из базовых гигиенических навыков. Очень важно с раннего детства приучить ребенка регулярно мыть руки: чем быстрее начинается формирование полезной привычки, тем прочнее она закрепляется.
Как приучить ребенка мыть руки?

Мытье рук один из базовых гигиенических навыков. Очень важно с раннего детства приучить ребенка регулярно мыть руки: чем быстрее начинается формирование полезной привычки, тем прочнее она закрепляется. Как научить кроху элементарной гигиене?

Тем не менее, многие малыши, а затем и взрослые пренебрегают таким простым действием. К тому же, далеко не все родители знают, как правильно мыть руки детям. Это таит в себе вполне реальные угрозы. В первую очередь, многочисленных инфекционных заболеваний, передающихся через грязные руки.

Зараза на руках : невидимая опасность

На каждом квадратном сантиметре немытых рук ежесекундно размножаются миллионы бактерий. Далеко не все они болезнетворные, однако, некоторые могут представлять значительную угрозу:

  • вирус гепатита А, или, проще говоря, желтухи. Врачи так и называют ее: болезнь грязных рук . Проявление: тошнота, повышение температуры, появление интенсивной желтой окраски кожи. Страдает преимущественно печень. При отсутствии осложнений заболевание не смертельно и, как правило, проходит без каких-либо последствий для здоровья. Но провести несколько недель в инфекционном отделении пациенту все же придется;
  • кишечные инфекции. Имеют схожую картину: понос, рвота, общее ухудшение самочувствия. Эти состояния могут серьезно угрожать здоровью и даже жизни ребенка. В случае возникновения подобных симптомов обращение к врачу должно быть незамедлительным;
  • принято считать, что грипп и ОРВИ в основном подхватывают, вдохнув зараженный воздух после того, как рядом чихнул или покашлял больной человек. Но это не так. На самом деле, немытые руки, в том числе, являются причиной этих неприятных болезней. Поэтому во время сезонных эпидемий регулярное мытье рук особенно важно;
  • нелюбовь к воде и мылу может обернуться и более опасными ситуациями: возбудители таких грозных недугов, как холера, брюшной тиф и сальмонеллез также очень любят грязные руки;
  • глистные инвазии серьезная проблема в педиатрии. Тяжело поддаются лечению, негативно влияют практически на все системы органов и могут закончиться крайне плачевно. К счастью, соблюдение правил личной гигиены позволяет минимизировать риск знакомства с этими неприятностями.

Как правильно мыть руки детям и насколько часто это нужно делать?

Обязательно моем руки с детьми в следующих ситуациях:

  • после возвращения домой с улицы, из транспорта;
  • после похода в туалет или ванную;
  • перед едой;
  • после контакта с домашними животными, больными людьми;
  • после прикосновения к грязным и пыльным поверхностям.

Во всех остальных случаях пользуйтесь соображениями здравого смысла и собственной интуицией. Слишком часто мыть руки тоже неправильно: это может привести к пересушиванию нежной детской кожи, появлению трещинок и заусенцев. Главное приучить малыша к мысли, что руки должны оставаться чистыми и при необходимости он не должен лениться лишний раз подойти к раковине.

В воспитании важнее всего личный пример, поэтому моем руки с детьми вместе как можно чаще

Важно соблюдение техники: часто взрослые не в курсе, как правильно мыть руки детям. Обучите свое чадо простой поэтапной схеме:

  • для начала закатываем рукава;
  • ополаскиваем ладошки водой комфортной температуры. По ходу дела учите ребенка не открывать кран слишком сильно, чтобы не разбрызгивать воду по всей ванной комнате. На первых порах лучше делайте это сами;
  • в течение 20-30 секунд круговыми движениями намыливаем руки до появления пены;
  • тщательно очищаем и промываем каждый пальчик в направлении от ногтя к кисти , при этом ладонь держим ковшом . Когда моем руки с детьми, обязательно обращаем внимание на то, чтобы под ногтями тоже не оставалось грязи;
  • закрываем кран, вытираемся заранее приготовленным полотенцем, опускаем рукава.

Моем руки с детьми: привычка, закрепляемая с радостью.

Как правильно мыть руки детям так, чтобы они со временем приучились делать это самостоятельно, без напоминаний и с удовольствием?

Для начала, создайте все необходимые условия для простого и комфортного мытья рук. Проверьте, какое мыло предлагается малышу. Желательно использовать жидкое мыло с приятным запахом. Твердые бруски хуже вспениваются и часто выскальзывают из рук. Если выбор все-таки пал на кусковое мыло, проследите, чтобы оно не было слишком большим для детской ладошки. От антибактериального и хозяйственного мыла лучше отказаться: вещества в их составе слишком агрессивны. Самый оптимальный вариант - специальное мыло с пометкой для детей . Его можно найти в любом отделе бытовой химии.

Заведите для малютки несколько собственных полотенец красивых, с ярким цветным рисунком. Покажите, где они должны лежать, расскажите, как часто их следует менять. Объясните, что это его личные полотенца, и никто из членов семьи не воспользуется ими без разрешения. Кроха порадуется, что у него появилось что-то, принадлежащее только ему.

В воспитании важнее всего личный пример, поэтому моем руки с детьми вместе как можно чаще. Вернувшись домой, сразу идите в ванную, чтобы вымыть руки вместе. Помимо закрепления полезного навыка, это способствует психологическому сближению и улучшению отношений в семье.

В доступной форме расскажите ребенку о том, что такое микробы и почему важно вовремя избавляться от них с водой и мылом. Не переусердствуйте с описаниями страшных инфекционных болезней и невидимых монстров из микромира. Достаточно, чтобы чадо усвоило: это делается во избежание болезни и связанных с ней родительских огорчений.

По возможности, будьте максимально тактичны и терпеливы. Пускай в этот раз дитя моет руки медленно или с неохотой это не так важно. Конечная цель воспитать положительное отношение к процессу и ввести его в привычку, а этого не добиться криком и порицанием. Не торопите и не ругайте малыша, если он что-то делает не так. Вместо этого постарайтесь как можно мягче объяснить, где закралась ошибка и как ее исправить.

Не будут лишними элементы игры и сказки в процессе обучения. Например, самое обычное мыло вдруг оказывается волшебным Мылом Смелости, Мылом Знаний. Попробуйте придумать стишок или песенку о том, как пальчикам нравится играться с мыльными пузырьками и плескаться в теплой воде. Может пригодиться детский дух соревнования: предложите проверить, у кого получится взбить самую красивую пену.

Проследите, чтобы прививаемые правила выполнялись всеми членами семьи. Попытки приучить детей к регулярному мытью рук будут бесполезны, если кому-то из старших позволено игнорировать соблюдение гигиены.

Формирование нового навыка потребует от родителей некоторой изобретательности и терпения, однако эти усилия всегда бывают вознаграждены. Сформировав привычку к поддержанию чистоты в раннем детстве, ребенок легко сможет следовать ей в течение всей жизни.

Оставить комментарий